назад | оглавление | вперед

 

ПРИЕМЫ ИГРЫ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И НАЗВАНИЯ

В этой главе я не только познакомлю Вас, но и соединю названия, которые использовались раньше на территории нашей страны, с современными терминами, которые постепенно заполняют новые гитарные издания в музыкальной обучающей литературе. И самостоятельно обучающимся часто бывает непонятно о каком приеме идет речь в каком-либо описании, хотя зачастую они знакомы с ним, только под другим названием. И кстати в программе GuitarPro5 тоже есть свои термины и обозначения. Вот сейчас мы это все и объединим. И кстати, не только прочитаем, а посмотрим и послушаем наиболее сложные приемы.

Все демонстрационные фильмы сделаны в наиболее сжатом состоянии и по времени и по качеству, для того чтобы не использовать лишнее пространство на Вашем компьютере. Эти фильмы сделаны в формате .wmv, что должно обеспечить их проигрывание на любом плеере поддерживающим этот формат (Winamp; Windows Media Player и т.д.).

ВИБРАТО или VIBRATO

Чтобы продлить быстрозатухающий звук гитарной струны, исполнитель, прижимая струну, и пальцем и кистью левой руки, делает колебания вправо и  влево. Другой способ достигается раскачиванием левой кисти вместе с пальцем вверх и вниз.
Обозначается так:   простое вибрато и  широкое вибрато, то есть волна вибрация более крупная.

СТАККАТО

Обозначается стаккато точкой  поставленной над или под нотой:  Это короткое отрывистое звучание ноты. Осуществляется путем глушения звуков ребром ладони правой рукой  или резким ослаблением давления на струну пальцами левой руки. В результате ноты теряют часть своей обозначенной длительности.

 

ЛЕГАТО восходящее или HAMMER-ON

Связный (плавный) переход от звука к звуку вверх называется восходящее легато (legato) и обозначается так:                        

 

Первая нота извлекается пальцем правой руки (или медиатором), а последующие ноты, пальцами левой руки, которые с силой молоточкообразным движением опускаются на соответствующие лады на этой же струне, извлекая этим действием залигованный звук.

ЛЕГАТО нисходящее или PULL-OFF

Связный (плавный) переход от звука к звуку вниз называется нисходящее легато и обозначается так:
Правой рукой играется так же только первая нота, а следующие звуки получаются при сдергивании вниз со струны пальцев левой руки, которые прижимали первую ноту, к следующей прижатой ноте и т.д.

ГЛИССАНДО или SLIDE

Восходящее глиссандо
Скользящий переход от звука к звуку. Пример:  правой рукой извлекается первая нота Соль на 3-м ладу 1-ой струны, и палец левой руки, не отпуская струну, с прижимом скользит к 5-му ладу. По его достижению правая рука извлекает ноту Ля. В GP5 этот эффект обозначается:  - Скольжение со звукоизвлечением.
Если между нотами стоит знак глиссандо (черточка) и эти ноты еще охвачены лигой: то правой рукой извлекается звук первой ноты, а следующая нота Ля прозвучит от вибрации струны, вызванной скольжением пальца левой руки.
В GP5 этот эффект обозначается:  - Скольжение

Нисходящее глиссандо
Все указанное для этих двух случаев сохраняется и при нисходящем извлечении звуков.
ПОДТЯЖКА или BEND

Струна, прижатая к порожку кончиками пальцев левой руки, после извлечения звука правой рукой, подтягивается вверх, причем давление на струну не ослабляется до окончания звучания ноты. Обозначается:  
Различные виды «бендов» имеются в арсенале GuitarPro5.

ТРЕМОЛО или TREMOLO

Быстрое чередование одного и того же звука, интервала или аккорда. Исполняется чередованием двух пальцев правой руки, или ударами медиатора попеременно: вверх и вниз.


Обозначается:

ПРИГЛУШЕНИЕ ЗВУКА или PALM MUTING

Эффект заключается в приглушении звуков ребром правой ладони, легко касающимся струн(ы) у подставки гитары. Обозначается:

ТЕППИНГ или TAP-ON

Исполняется указательным или средним пальцами правой руки приемами Hammer-On и Pull-Off на грифе гитары.
Обозначается:  ставится над нотой
Тема Супер Марио на гитаре

Напоминаю, что эти два демонстрационных фильма, в формате .flv , поэтому для воспроизведения этих роликов устанавите плеер: FLVPlayer.

ФЛАЖОЛЕТЫ или HARMONICS

Натуральные флажолеты  (Natural Harmonic) – от открытой струны, обозначаются .
Искусственные флажолеты (Artificial Harmonic) – от прижатой, то есть укороченной, обозначаются  .

Натуральные флажолеты извлекаются: палец левой руки легко касается струны над 12; 10; 7 или 5 порожком грифа, и в момент дергания струны правой рукой, сразу убирается. При этом получается «колокольный» эффект. Обычно этот прием с первого раза не выходит, но с занятиями, при безукоризненно точном выполнении этого приема, Вы добьетесь желаемого.
Искусственные флажолеты извлекаются труднее, чем натуральные, но их, зато можно применять по всему грифу. Левая рука прижимает струну как обычно к ладу, а флажолет извлекается легким прикосновением указательного пальца правой руки. Касание происходит на этой же  струне, над порожком 12-ю ладами выше. Одновременно с прикасанием этого пальца, мизинец правой руки производит щипок, и пальцы отдаляются от грифа.


Есть еще прием Pinch, который применяют рок – гитаристы. Извлекается этот звук одновременным ударом медиатора и короткого  прикосновения к струне, в этот же момент, краешком большого пальца правой руки, который прижимает медиатор к указательному пальцу. В совокупности с подтяжкой струны(Bend), этот прием слушается очень эффектно.

 

 

назад | оглавление | вперед
Hosted by uCoz