ПРИЕМЫ ИГРЫ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И НАЗВАНИЯ
В этой главе я не только познакомлю Вас, но и соединю названия, которые использовались раньше на территории нашей страны, с современными терминами, которые постепенно заполняют новые гитарные издания в музыкальной обучающей литературе. И самостоятельно обучающимся часто бывает непонятно о каком приеме идет речь в каком-либо описании, хотя зачастую они знакомы с ним, только под другим названием. И кстати в программе GuitarPro5 тоже есть свои термины и обозначения. Вот сейчас мы это все и объединим. И кстати, не только прочитаем, а посмотрим и послушаем наиболее сложные приемы.
Все демонстрационные фильмы сделаны в наиболее сжатом состоянии и по времени и по качеству, для того чтобы не использовать лишнее пространство на Вашем компьютере. Эти фильмы сделаны в формате .wmv, что должно обеспечить их проигрывание на любом плеере поддерживающим этот формат (Winamp; Windows Media Player и т.д.).
ВИБРАТО или VIBRATO
Чтобы продлить быстрозатухающий звук гитарной струны, исполнитель, прижимая струну, и пальцем и кистью левой руки, делает колебания вправо и влево. Другой способ достигается раскачиванием левой кисти вместе с пальцем вверх и вниз.
Обозначается так: простое вибрато и широкое вибрато, то есть волна вибрация более крупная.
СТАККАТО
Обозначается стаккато точкой поставленной над или под нотой: Это короткое отрывистое звучание ноты. Осуществляется путем глушения звуков ребром ладони правой рукой или резким ослаблением давления на струну пальцами левой руки. В результате ноты теряют часть своей обозначенной длительности.
ЛЕГАТО восходящее или HAMMER-ON
Связный (плавный) переход от звука к звуку вверх называется восходящее легато (legato) и обозначается так:
Первая нота извлекается пальцем правой руки (или медиатором), а последующие ноты, пальцами левой руки, которые с силой молоточкообразным движением опускаются на соответствующие лады на этой же струне, извлекая этим действием залигованный звук.
ЛЕГАТО нисходящее или PULL-OFF
Связный (плавный) переход от звука к звуку вниз называется нисходящее легато и обозначается так:
Правой рукой играется так же только первая нота, а следующие звуки получаются при сдергивании вниз со струны пальцев левой руки, которые прижимали первую ноту, к следующей прижатой ноте и т.д.
ГЛИССАНДО или SLIDE
Восходящее глиссандо
Скользящий переход от звука к звуку. Пример: правой рукой извлекается первая нота Соль на 3-м ладу 1-ой струны, и палец левой руки, не отпуская струну, с прижимом скользит к 5-му ладу. По его достижению правая рука извлекает ноту Ля. В GP5 этот эффект обозначается: - Скольжение со звукоизвлечением.
Если между нотами стоит знак глиссандо (черточка) и эти ноты еще охвачены лигой: то правой рукой извлекается звук первой ноты, а следующая нота Ля прозвучит от вибрации струны, вызванной скольжением пальца левой руки.
В GP5 этот эффект обозначается: - Скольжение
Нисходящее глиссандо
Все указанное для этих двух случаев сохраняется и при нисходящем извлечении звуков.
ПОДТЯЖКА или BEND
Струна, прижатая к порожку кончиками пальцев левой руки, после извлечения звука правой рукой, подтягивается вверх, причем давление на струну не ослабляется до окончания звучания ноты. Обозначается:
Различные виды «бендов» имеются в арсенале GuitarPro5.
ТРЕМОЛО или TREMOLO
Быстрое чередование одного и того же звука, интервала или аккорда. Исполняется чередованием двух пальцев правой руки, или ударами медиатора попеременно: вверх и вниз.
Обозначается:
ПРИГЛУШЕНИЕ ЗВУКА или PALM MUTING
Эффект заключается в приглушении звуков ребром правой ладони, легко касающимся струн(ы) у подставки гитары. Обозначается:
ТЕППИНГ или TAP-ON
Исполняется указательным или средним пальцами правой руки приемами Hammer-On и Pull-Off на грифе гитары.
Обозначается: ставится над нотой
Тема Супер Марио на гитаре
Напоминаю, что эти два демонстрационных фильма, в формате .flv , поэтому для воспроизведения этих роликов устанавите плеер: FLVPlayer.
ФЛАЖОЛЕТЫ или HARMONICS
Натуральные флажолеты (Natural Harmonic) – от открытой струны, обозначаются .
Искусственные флажолеты (Artificial Harmonic) – от прижатой, то есть укороченной, обозначаются .
Натуральные флажолеты извлекаются: палец левой руки легко касается струны над 12; 10; 7 или 5 порожком грифа, и в момент дергания струны правой рукой, сразу убирается. При этом получается «колокольный» эффект. Обычно этот прием с первого раза не выходит, но с занятиями, при безукоризненно точном выполнении этого приема, Вы добьетесь желаемого.
Искусственные флажолеты извлекаются труднее, чем натуральные, но их, зато можно применять по всему грифу. Левая рука прижимает струну как обычно к ладу, а флажолет извлекается легким прикосновением указательного пальца правой руки. Касание происходит на этой же струне, над порожком 12-ю ладами выше. Одновременно с прикасанием этого пальца, мизинец правой руки производит щипок, и пальцы отдаляются от грифа.
Есть еще прием Pinch, который применяют рок – гитаристы. Извлекается этот звук одновременным ударом медиатора и короткого прикосновения к струне, в этот же момент, краешком большого пальца правой руки, который прижимает медиатор к указательному пальцу. В совокупности с подтяжкой струны(Bend), этот прием слушается очень эффектно.