назад | оглавление | вперед

 

ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ

Между чистыми нотами, о которых мы говорили раньше, есть ноты со знаками. И  вот на следующем рисунке Вы видите полный звукоряд, называемый хроматическим:

|C|C# =Db|D|D# = Eb|E|F|F# = Gb|G|G# = Ab|A|A# = Hb|H|C|и т.д.

      То есть все ноты, нарисованные здесь, располагаются друг за другом.
Для наглядности – на фортепиано есть белые клавиши и черные. Ноты чистые, без знака – белые, со знаком – черные. Например:  лад, на котором стоит нота с двумя обозначениями C# и Db,  это одна и та же нота, поэтому мы эту ноту на рисунке нарисовали: |C# =Db|. Называются они каждая по-своему, ДО-диез или РЕ-бемоль, но звучит она абсолютно одинаково. Называются  эти звуки: энгармонически равными.  Что же обозначают эти знаки?

 

1 -  Диез – повышает звучание ноты на половину тона
2 -  Бемоль – понижает звучание ноты на половину тона
3 -  Бекар  (буквально – отказ) – знак отмены предыдущих знаков альтерации
4 -  Дубль-диез – двойной «диез», а раз двойной, то  повышает звучание ноты на один тон
5 -  Дубль-бемоль – двойной «бемоль». Понижает звучание ноты на один тон.
6 -  Дубль-бекар – двойной «бекар». В современной нотации не применяется. В прошлом служил для отмены дубль-диезов и дубль-бемолей.

Эти знаки, особенно три первых, необходимо запомнить, т.к. они применяются очень часто в гитарных обозначениях, в том числе аккордном аккомпанементе.
Еще раз уточним: выше нота, то есть  - диез это та нота, которая ближе по грифу от определенной ноты, к корпусу гитары, а ниже, то есть   - бемоль, которая ближе к головке грифа.


Знаки альтерации бывают случайные, то есть это те знаки, которые ставятся перед нотой и действуют только на эту ноту в этом такте, а в следующем такте утрачивают свою силу:

Как видим, на нотном стане есть эти знаки, а в табулатуре это не отражается, так как в табулатурной записи ставиться не нота, а конкретный лад на грифе и струна.
Знаки также, бывают ключевые. Они ставятся после скрипичного ключа, или басового  ключа и указывают на тональность произведения и действуют на протяжении всего произведения во всех тактах и октавах:

Рисунок с диезами при ключе

Ключевые знаки на нотном стане, всегда располагаются по порядку:

1 – ФА, 2 – ДО, 3 – СОЛЬ, 4 – РЕ, 5 – ЛЯ, 6 – МИ, 7 – СИ

 

И так же с ключевыми бемолями:

Рисунок с бемолями при ключе

Их тоже, как и диезов бывает максимально семь. У них порядок такой:

1 – СИ, 2 – МИ, 3 – ЛЯ, 4 – РЕ, 5 – СОЛЬ, 6 – ДО, 7 – ФА.


Вы спросите: почему эти знаки должны писаться у ключа по порядку? А для того, чтобы грамотный музыкант, взглянув только на эти знаки, уже представлял, в какой тональности он будет играть произведение.
И,  если вы знаете этот порядок, то, увидев при ключе один «бемоль», понижаете ноту СИ. Или увидев два «бемоля», понижаете  ноты СИ и МИ, являющимися двумя первыми нотами «бемольного» порядка. И так далее…

 

 

назад | оглавление | вперед
Hosted by uCoz