Нотные интервалы и буквенные обозначения
А сейчас ещё немного о том языке, при помощи которого мы будем приобщаться к огромному и прекрасному музыкальному миру. Это язык нотной записи. Огромный потому, что мир звуков окружает нас всегда и везде, а прекрасный потому, что только музыкальные звуки нам приятны и создают хорошее настроение. А если научишься сам творить этот Мир звуков, то это прекрасно вдвойне. Но так же как невозможно безграмотному человеку узнавать и развивать что-то новое, так и без знания основ нотной записи, нельзя познать весь музыкальный Мир.
Звукоряд, с которым нам придётся работать, мы все когда-то учили в школе, а если и не учили, то, конечно же, это прискорбно, но не смертельно. Сейчас будем наверстывать и вспоминать. Это обыкновенные ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Все эти ноты можно сыграть на какой-либо струне, но мы должны знать, что между некоторыми нотами есть дополнительные ноты - это диезные или бемольные ноты. Находятся они между звуками ДО и РЕ, РЕ и МИ, ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ. На рисунке они располагаются, где интервал 1 тон, и к этим нотам мы вернемся позже, а сейчас смотрим на изображение звукоряда от ноты ДО и до ноты До следующей октавы:
ПОЛОВИНА ТОНА – это ближайшее расстояние между двумя соседними звуками. Половина тона на гитарном грифе – это расстояние между соседними ладами, в любом месте грифа. Например, между I-м и II-м ладом. Или, между VII-м и VIII-м ладом. Или, между XII-м и XIII-м. А так же, между 0-м и I-м ладом. Нулевой лад – это условный лад, который на практике называется открытой струной, и находится за верхним порожком на головке грифа, поэтому пальцы сюда никогда не ставятся. А нужен он нам затем, чтобы теоретически обосновать звуковой интервал между открытой струной и I-м ладом.
ОДИН ТОН – является суммой двух полутонов. Если, например, между I-м и II-м ладом – половина тона и между II-м и III-м ладом так же половина тона, значит, расстояние между I-м и III-м ладом составит один тон. Следовательно, расстояние в один тон на гитаре – это расстояние через один лад, в любом месте грифа.
Аккорды обозначаются латинскими буквами, которые Вам необходимо выучить:
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ
C D E F G A H (В)
Есть ещё нота СИ-бемоль, которая обозначается B. Должен заметить, что в последнее время всё чаще происходит подмена двух нотных обозначений это H и B в нотных сборниках, но не стоит паниковать, при определённых навыках игры Вы сразу сможете отличить правильный аккорд от неправильного. Да я не оговорился – именно аккорды обозначаются этими латинскими буквами. Маленькая латинская буква m рядом с большой обозначает, что аккорд минорный. Давайте попробуем перевести на наш язык вот такую запись:
Fm - это будет озвучено как аккорд Фа-минор;
Если рядом с большой буквой нет никаких маленьких, то аккорд будет называться мажорным – G – Соль-мажор. Рядом могут стоять цифры и другие определённые обозначения, но их не так уж много, и мы их постепенно в процессе обучения освоим, но сначала разберемся со знаками альтерации, т.е. с черными клавишами на фортепиано.
Но прежде чем мы перейдем к аккордам, познакомимся с теми непонятными клавишами, которые на фортепиано, почему-то черные, а перед нотами стоят какие то, опять же непонятные значки.